Музей

На первый взгляд кажется, что музейный предмет – это просто материальный предмет, находящийся в музее. Но нет! Учёными-музееведами музейный предмет определяется как источник особого вида познания и как основной элемент музейной коммуникации.

В ноябре 2021 года  состоялось первое заседание Фондовой комиссии музея, на рассмотрение которой были представлены предметы для экспертизы на получение статуса музейного предмета.

Среди  предметов был представлен журнал учёта работы кружка детской литературы педагогического училища.  Журнал - обычная тетрадь в клеточку, состоящая  первоначально из 48 листов, но на самом деле из12 листов, сшитых розовыми нитками.  Партия таких тетрадей была произведена на фабрике беловых товаров в Ленинграде в 1954 году и стоила 1р. 10 копеек по старым (до реформы 1961года) ценам. На титульном листе наклеена вырезка из журнала, сделанная из части альбомного листа, с изображением девочки и надпись « Журнал учёта работы кружка детской литературы 2-е полугодие 1954-1955 уч. г.».

 Откроем журнал… Начат он 10.03.1955 и окончен 20. 05.1955года. План на три месяца работы составлен учителем А. Мацкевич. Староста кружка  - студентка Романцова. Каких-либо других сведений об этих людях мы, к сожалению, не имеем. В плане кружковой работы, как обычно, отражены темы занятий, а также задания для студентов.  Работа кружка начиналась с обсуждения плана и выступления руководителя кружка с докладом о познавательной книге для дошкольников. Какие темы для студенческих докладов были в те далёкие от нас времена? Наверное, вы будете удивлены, но темы звучат  вполне современно: «Книги для самых маленьких», «Детская художественная книга – могучее средство воспитания дошкольников». Большое внимание на занятиях кружка отводилось  выступлению студентов с аннотациями на детские книги. Это  и народные сказки, и книги для детей Л. Толстого, С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского. Каждый доклад сопровождался показом книг или просмотром диафильмов. Студенты готовили обзоры книг для разных возрастных групп детского сада. Учились давать общую характеристику книге со стороны формы и содержания. Судя по записям в журнале, можно предположить, что был специальный большой стенд, предназначенный для книжных выставок. Используя материалы этого стенда, студенты делали обзор представленных на нём книг.  Анализируя работу кружка, учитель А. Мацкевич призывала членов кружка «…быть пропагандистами детской художественной книги, следить за новинками в детской литературе, систематически читать детские журналы «Круглый год», «Мурзилка», «Дошкольное воспитание», стремиться к составлению своей библиотеки для использования её в работе».  Студенты 21 века, разве не  актуальны эти советы и для вас? Приобщаясь к истории, мы соединяем нитью связующей прошлое и настоящее. И это правильно.

Руководитель кружка «Музейный исследователь Сумина Е. И.