Пример изображенияОсобое значение и смыслы «Года Учителя»

2010 год - особенный для российского общества. Это – время позитивных перемен, перехода к инновационному развитию, внедрения эффектов модернизации российской экономики. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Образование является важнейшим элементом, условием и залогом успешности реализации этих задач, потому что образование — это сфера развития.

2010 год – завершающий год реализации концепции российского образования, которая была предложена в 2001году. Одновременно мы подводим итоги реализации приоритетных национальных проектов, реализуемых с 2006г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» явилась естественным логическим продолжением, следующим качественно новым этапом дальнейшего инновационного развития образования. Всего неделю назад (21 января) Президент России утвердил национальную инициативу «Наша новая школа». Она может и должна стать новой стратегией развития образования. И приступаем мы к её реализации в Год Учителя. Это предопределяет особую ответственность всего педагогического сообщества перед обществом за те задачи, которые мы выберем в качестве приоритетных на данном этапе и за то качество результатов, которые будут достигнуты и определят во многом всё дальнейшее развитие.

Условия, обеспечивающие успешность инновационного развития образования в Новосибирской области

Убежден, произошли качественные изменения по всем тем направлениям, которые правительство и мы с вами взяли как целевые задачи, целевые ориентиры. Изменилась материальная база. Изменилось подходы к управлению и бюджетированию. Несомненно, усилились мотивация учителя к повышению качества его работы. Серьезно возросла активность педагога в решении задач модернизации образования.

Особенность результатов этого большого сложного процесса состоит в том, что их достижение выявляет новые творческие задачи, определяет перспективы и направления дальнейшего инновационного развития образования.

Задачи инновационного развития образования Новосибирской области

Ученик будущего. Качество образования

В одном из выступлений на съезде работников образования на слайде прочитал: «Мы стремимся в послезавтра». Полностью согласен и разделяю этот тезис наших педагогов. Очень показательно, что автором эмблемы всероссийского Года учителя стала Анна Щербакова, дизайнер из Новосибирска. Для нас очень важен девиз ее эмблемы: «Год Учителя — это год тех, кто создает будущее». Мы, действительно, должны быть максимально устремлены в будущее. Мы должны смело обновлять систему и содержание нашей с вами работы.

Президент России, как никогда, точно и требовательно обращается к обществу, государственным институтам, к педагогическому сообществу — обновить содержание учебно-воспитательного процесса. Сегодня недостаточно просто передать ученику знания, умения, навыки, нужно создать условия для осознанного отношения молодого человека к планированию своей жизни, стремления овладеть современной профессией, его готовности участвовать в инновационном преобразовании всей общественной жизни в нашей стране. Еще буквально десять — пятнадцать лет назад выпускник средней школы представлял собой трудовой ресурс. Сейчас выпускник школы трудовым ресурсом не является. Он – новый гражданин нового гражданского общества и должен быть ориентирован более точно на выбор профессиональной и личностной карьеры. Это ставит совершенно особые задачи перед школой, предъявляет принципиально новые требования к качеству образования.

Предметные и надпредметные (личностные, гражданские) компетентности учеников.

Сегодня результатом образования становятся освоенные выпускником универсальные виды деятельности, обеспечивающие его успешность в дальнейшей общественной, личной и профессиональной жизни. Вы готовите будущих специалистов, вы готовите будущих граждан. Чем качественнее эта подготовка, тем эффективнее будут развиваться все сферы жизнедеятельности. Для этого в школе должно быть обеспечено освоение учениками не только достижений прошлого, но и технологий будущего.

В условиях модернизации и решения стратегических задач востребованы качества активной личности: инициативность, ответственность, способность творчески мыслить, самостоятельно ставить цели и добиваться их результата, принимать осознанные решения и выбирать из множества альтернатив. Все эти навыки формируются с детства. И, конечно, овладение их основами происходит в школе. Школа должна создать такую образовательную среду, которая создаёт условия для личностного развития ребёнка.

Интерес к учёбе, Успешность и Позитивный настрой.

Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ученики стали культурными, образованными, эрудированными и конкурентоспособными – сложная задача, в решении которой активная роль отводится личности самого ученика. Для этого необходимо по-новому организовать процесс обучения. Классно-урочная система исчерпала резервы своего развития. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, деловые игры, любые активные формы работы. Это стимулирует у ученика желание изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли.

Мы должны научиться более эффективно и полно использовать новые технические возможности. И тогда появится больше учебного времени для анализа, рассуждения, исследования, которые позволяют ученику почувствовать свои способности, таланты, а не быть пассивным получателем информации. Использование современных образовательных методик и технологий вызовут у ребенка интерес к учебе.

Организация школьной жизни, обращённая к личности ученика, должна формировать в каждом ребёнке осознание своей уникальности и индивидуальной ценности, познание радости достижения успеха и признания этого успеха обществом, мотивировать его на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. Это тем более важно, потому что система образования постоянно должна давать позитивный качественный импульс всему социуму, в самых разных проявлениях. Сегодня от социальной сферы требуется влияние на формирование позитивного настроения в обществе. Ребёнок, вернувшись из школы, должен нести позитивное настроение. Образовательная система должна вселять в людей уверенность в своих силах, в успешность и талант своих детей, в будущее.

Здоровье.

Показатель личного успеха человека – его здоровье.

Конечно, важное значение имеет наличие в школах полноценных организационных и бюджетно-финансовых условий для сохранения и поддержания здоровья ученика. Многое сделано в этом направлении. В 2009г. областной (102,8 млн.руб.) и муниципальные бюджеты выделили дополнительно 143 млн. рублей в районы области для улучшения питания школьников. Выделено 6,8 млн. рублей на создание и оснащение медицинских кабинетов в школах. И эта работа будет продолжена. Я поручал ранее подготовить решение, которым будет утвержден порядок и регламент интеграции педиатрических участков в службы образовательных учреждений. Прошу ускорить его принятие и найти организационную модель, при которой врачи-педиатры смогут постоянно держать под наблюдением весь контингент обучающихся.

Нам предстоит перейти к решению качественно новых задач, кардинально меняющих ситуацию в сохранении и развитии здоровья школьников.

Современное качество образования должно предполагать формирование такой образовательной среды, которая пробуждает в детях желание заботиться о своем здоровье. Это желание должно быть основано на их заинтересованности в учебе, возможности выбора учебных курсов, адекватных их индивидуальным интересам и склонностям. Поэтому убежден, что ключ к здоровью детей лежит в хорошем образовательном учреждении, интересно организованном образовательном процессе. Насыщенная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. В этом году в школах введен электронный мониторинг здоровья, вводится электронный паспорт здоровья учащихся. Несомненно, это важный шаг в организации перманентного процесса за наблюдением состояния здоровья ученика. Задача принципиально нового качества – переход к индивидуальным программам развития здоровья школьников.

Учитель будущего. Стимулы повышения качества педагога

Новое качество учителя – новая ответственность.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, заинтересованные в реализации личностного потенциала ученика, хорошо знающие свой предмет. Всем нам совершенно очевидно, что нельзя решить задачи, объявленные главой государства, без компетентного, талантливого, здорового, энергичного педагога. Мы должны понимать, какие бы ни вкладывались ресурсы в технологическое, техническое, организационное, управленческое обновление, все-таки учитель определяет результат, качество образования. Никакие технологии не могут заменить учителя. И сегодня необходимо не просто что-то изменить в организации работы педагога, мы хотим изменить настрой учителя, изменить его энергетику, — это очень сложно.

Особое внимание хотел бы уделить роли классного руководителя. Его главная задача - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Сейчас, когда мы говорим о реализации индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных программах здоровья ученика, формировании активной жизненной позиции и социальных компетентностей, принципиально меняется функция, роль и ответственность, и, я бы даже сказал, компетенция классного руководителя. Он должен занять позицию тьютора, профессионально сопровождающего и заинтересованно поддерживающего движение ученика по собственной личностной траектории развития. Такая задача предъявляет совершенно новые требования к набору профессиональных компетентностей, психологическому, внутреннему настроению и целеполаганию в работе классного руководителя.

Условия стимулирования качества – новая оплата труда.

Значимым стимулом и условием повышения качества работы педагога, конечно, является система материальной поддержки. Нормативы по заработной плате значительно изменились. Не скажу, что мы решили задачу правильного зарплатного стимулирования, но всего за три года средняя заработная плата возросла в 2,2 раза. (с 6600 до 14164,7 рублей). В 2009г. размер средней заработной платы учителей уже сопоставим со средним нормативом в экономике и составляет от него 89%. Во многом это решило проблему привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения.

Для повышения качества работы педагога нужно решить задачу создания такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы. Необходимо значительно повысить эффективность использования стимулирующей части оплаты труда учителя. И главное - определиться с критериями оценки труда и качества работы педагога. Это сложный процесс, и вырабатывать его будет экспертное сообщество, а не чиновники. Но для меня совершенно очевидно, что это должна быть результативная работа с конкретными задачами, а не просто констатация, что такое направление существует.

Аттестация и повышение квалификации как стимул повышения качества.

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Это элемент педагогического образования и оно должно быть обновлено. Задачи в этой сфере сейчас стоят ещё проблемнее и ещё острее. Должны быть принципиально обновлены квалификационные требования к работе учителей, их профессиональные педагогические компетентности.

Надо разнообразить формы повышения квалификации педагогов и искать более эффективные формы этой работы. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Необходимо решить задачу перехода к индивидуальным программам повышения квалификации учителя. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять также на принципах подушевого финансирования и направлять в школу, учителю. Необходимо разработать такой механизм аттестации учителя, чтобы он стимулировал педагога на разработку собственной образовательной траектории. И предоставить педагогу для обучения право выбора образовательных учреждений, наиболее полно отвечающих его образовательным потребностям.  

Процессы аттестации и повышения квалификации учителя должны быть качественно, системно интегрированы. Это должна быть система одновременно и стимулирующей педагога, и ставящей барьер его равнодушию и низкой квалификации. Мы пережили ситуацию, когда не могли предъявлять педагогу большие требования. Сейчас мы можем и обязаны это сделать. Труд учителя — это постоянное самообновление, обучение и самосовершенствование. Это ответственность самого педагога, в первую очередь. Это главное, основополагающее условие развития ученика.

Профессиональная подготовка, педагогическое образование.

Система профессиональной подготовки педагогических кадров остается ключевой в решении всех обсуждаемых нами задач. Университетское образование всегда консервативно, инерционно, оно не может и не должно быть так мобильно, чтобы осуществлять опережающее обучение педагогов. Но качество закладываемых в вузе фундаментальных, базовых знаний будущих учителей, конечно, сейчас нуждается в качественном совершенствовании.

Особая роль отводится повышению эффективности и формированию нового качества результата процесса переподготовки педагогов. Сейчас начнут стремительно создаваться специальные образовательные центры, усиливаться специализация образования. Поэтому системы подготовки и переподготовки кадров требуют особого внимания как со стороны органов управления, так и со стороны педагогической науки. И я готов рассмотреть ваши предложения относительно того, что нужно усилить в государственном регулировании этого процесса.

Конкурентоспособность и привлечение кадров из других сфер.

Мы хотим в этом году серьезно повысить долю специализированного образования. Для решения этой задачи неизбежно привлечение в школу специалистов, которые не имеют профильного педагогического образования, которые оканчивали технический университет, классический, какой-то инженерный вуз. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт. Они придут в школу, потому что школа будет стремиться получить самых талантливых и энергичных специалистов, зарплатные условия станут вполне конкурентоспособными. Следовательно, конкуренция будет выше, и совершенствовать систему базовой подготовки, переподготовки кадров надо очень серьезно.

Данное обстоятельство является фактором, также стимулирующим повышение качества образования. Потенциал учительских кадров должен быть усилен. И директорского корпуса, и учителей.

Школа будущего. Механизмы приближения к цели

Образование – сложная система, в которой должны быть системным образом взаимоувязаны в приоритетном порядке цели и задачи развития всех его элементов.

Дошкольное образование.

Система детских садов зарождалась в тоталитарной системе, когда государство определяло детским садам прикладную функцию: содержание ребёнка под присмотром на время работы его родителей. Сегодня родители стараются отдать ребенка в детское учреждение, чтобы он подготовился к школе, развивался, формировался как личность. Это гораздо более сложная социальная потребность. Это требует более конкретной, целеустремлённой управленческой работы.

И первая задача, которую необходимо решить – обеспечить потребность родителей в доступном, качественном дошкольном образовании и развитии их детей. Для этого необходимо, во-первых, отработать правильную организационно-штатную модель дошкольного образовательного учреждения и сформировать эффективные организационные системы её оптимизации.Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Мы перешли на нормативное финансирование в детских садах и сразу вдвое повысили зарплаты педагогов. Ввели стимулы за ввод новых мест в детских дошкольных учреждениях. Была принята программа, по которой за каждые сто мест, вводимых органами местного самоуправления автоматически из бюджета области выделяются семь миллионов рублей. Начали строить новые детские сады по принципиально, качественно новым схемам проектирования. Начато перепрофилирование используемых не по назначению помещений детских садов.

Теперь надо найти внутренние резервы дальнейшего развития. Давайте попробуем сделать точный профессиональный аудит и предложить сфере дошкольного образования несколько вариантов оптимальных моделей, учитывающих принцип индивидуализации в запросе родителей на развитие маленьких детей. Это заложит предпосылки для более эффективного решения задач, поставленных перед общим образованием в обучении и социализации школьников.

Общее образование.

Я уже говорил о главных, приоритетных задачах школьного образования. Все они ориентированы на максимальную поддержку личностного развития ребёнка в современном быстроменяющемся мире. Сейчас хотелось бы сосредоточиться на первостепенных мерах, обеспечивающих эффективное решение этих задач, решение которых далее невозможно откладывать.

Система поддержки талантливых детей:

Конкурентоспособность региона, города, нации, в конце концов, будет определяться талантливыми людьми. Не массой трудового ресурса, а тем, что мы называем человеческим капиталом, и для его формирования надо создавать совершенно особую среду. Поэтому необходимо создать разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Это непростая, системная задача.

О новой роли гимназий и лицеев.

Убежден, что гимназии, лицеи — это лучшие образовательные учреждения. Именно в гимназиях и в лицеях зарождалась традиция и особое стремление к формированию уважительного доверительного отношения между учителем и гимназистом, лицеистом.

Сейчас, как никогда, очень важно укрепление и развитие культурной среды. Чтобы и в действующих, и в новых гимназиях и лицеях максимальное внимание уделялось воспитанию общей культуры. Я глубоко убежден, что добиться успеха в развитии инновационной экономики можно только на базе общей культуры. Сама культурная среда должна к этому подвигать.

Гимназии и лицеи – это образовательные учреждения, которые первыми поставили перед собой более сложные задачи быть первыми в освоении новых методик, новых принципов работы, взаимодействия с экономикой, наукой, университетами. Во многих гимназиях и лицеях появились преподаватели, которые работали в вузах, они создавали кафедры, специальные методические объединения, они внесли новое в содержательный процесс образования. Но новая эпоха в развитии образования ставит перед гимназиями и лицеями новые задачи. Необходимо, чтобы именно гимназии и лицеи первыми овладели новым механизмом усиления качества преподавания химии, физики, математики. Мы хорошо понимаем, что интерес к естественнонаучным дисциплинам упал. Перекос в сторону гуманитарных специальностей на рынке совершенно очевиден. Нас ждет системная проблема всей страны — наступает время выхода на пенсию инженерных кадров, специалистов-технарей, которые получили образование в советское время, заменить их будет некем. Новая экономика, новая инфраструктура, новые общественные отношения связаны с очень серьезным и масштабным процессом созидания. Нам придется много проектировать, строить, изобретать. Будут появляться новые материалы, открываться новые свойства материи, качественно и принципиально меняться многие сферы жизнедеятельности, и знание этих предметов имеет принципиальное значение. Это требует массового и очень качественного инженерного образования. И мы должны стимулировать именно такое направление гимназической и лицеистской деятельности.

Специализированные школы и специализированные классы.

И конечно, лицеев и гимназий должно быть больше. Нужно идти на бо?льшую специализацию учреждений образования для одарённых и талантливых детей. Для решения этой непростой задачи вижу 2 направления.

Первое - специализированные инженерно-технические лицеи при крупных университетах. Для будущего Новосибирской области, для укрепления ее конкурентоспособности очень важно реализовать принцип обучения, обеспечивающий единство звеньев «школа — высшее образование — инновационная экономика». На первом этапе это означает развертывание сети классов с особым режимом изучения тех или иных предметов. В дальнейшем, при формировании достаточного количества таких классов в школе, наличия их «критической массы», способной определять и формировать ценности, традиции, социальную среду, влиять на приоритеты развития - это будет специализация на уровне школ. Подчеркну, это не эволюционное совершенствование образования в профильных классах, это должна быть программа качественного прорыва.

Новые инженерно-технические лицеи должны появиться на базе школ в близкой территориальной доступности к университетам. Это, конечно, важное, но не определяющее условие выбора базовых школ для создания новых лицеев. Школы должны пройти систему конкурсного отбора. Вторым критерием для определения таких школ должна быть готовность материальной базы, учебных планов и программ к введению дополнительной специализации, установлению особого режима занятий. Самым главным условием формирования таких школ должно стать понимание правил конкурсного набора обучающихся как целенаправленного поиска талантливых ребят.

Важно и вполне возможно увеличить контингент учащихся в таких лицеях, пригласив старшеклассников из сельской местности, из других регионов. Поэтому необходимо создать такие условия обучения, которые будут привлекать талантливых ребят в эти лицеи и заинтересовывать университеты поддерживать эту форму обучения старшеклассников.

Необходимо совместно с университетами решить вопрос о выделении дополнительных мест в общежитии для старшеклассников, которые по окончании лицея выберут специальности этих вузов для получения высшего образования. Это будут абитуриенты очень высокого качества, высоко мотивированные и осознанно самоопределившиеся. Вузы должны понимать, что так формируется элита, которая потом составит основу, костяк студенчества, а затем и костяк перспективных специалистов.

Второе направление – образовательные учреждения для одарённых, талантливых школьников круглосуточного пребывания, интернатного типа. Нужно стремиться к тому, чтобы эти лучшие, элитарные образовательные учреждения не только привлекали выпускников нашей области, но и были одним из элементов привлекательности нашего региона вообще, чтобы сюда приезжали за очень хорошим образованием талантливые дети со всей России. Такой авторитет у новосибирского образования есть. Во всем мире известен опыт нашей физико-математической школы. Но новое время ставит новые задачи и масштаб их решения должен быть иным.

Дистантное образование.

Необходимо создать открытую систему образования, в которой ученик может получить возможность использования (получения) ресурсов всей образовательной сети, а не одного образовательного учреждения, в котором он обучается.

Ученикам должен быть предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования. Дистантное образование – огромный и практически не используемый сейчас ресурс для удовлетворения социального заказа на качественное доступное образование. Система дистанционного, модульного обучения со свободным вхождением в нее ребенка органично дополняет и обогащает традиционную школьную классно-урочную практику обучения. Включение ребенка в сетевое дистанционное образование позволяет внедрить эффективные механизмы построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий для самых различных групп учащихся – талантливых, одаренных, детей с затруднениями в физическом развитии, экстернатов, просто интересующихся. Особенно это важно для малокомплектных удалённых школ. Значительная часть школьников, проживающая в сельской местности, нуждается в организации такой системы их образовательной поддержки, развития интеллектуального потенциала, приобретения новых компетентностей. Такой способ обучения является педагогической технологией будущего и обеспечивает максимальную индивидуализацию обучения.

Технологическая структура, позволяющая развернуть это направление (каналы связи), в области есть. Достаточно активно формируется контент (учебная база на цифровых, электронных носителях). Главной задачей для введения дистантного образования является разработка конкретных управленческих мер по уточнению нормативно-финансового обеспечения, регулирования этого процесса. Необходимо также будет разработать и нормативно закрепить правила организации дистантного образовании, основными субъектами будут ученик, учитель (носитель знаний в определенной предметной области), тьютор (организатор-координатор дистанционного образования и социального взаимодействия ученика).

Инклюзивное образование.

Говоря о реализации прав ребёнка на доступность образования не могу не остановиться на таком важном его аспекте как инклюзивное образование. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

Здесь мы отстали от мирового сообщества на 40 лет, почти полвека. В России с 2008 года модель инклюзивного образования лишь экспериментально апробируется некоторыми регионами. Необходимо принимать конкретные законодательные и управленческие усилия. Мы не можем себя считать цивилизованным обществом, если только в Новосибирской области из 4900 детей-инвалидов школьного возраста в общеобразовательных школах обучается менее половины (2000 детей). Нам предстоит серьёзная работа по техническому оснащению образовательных учреждений, разработке специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Считаю важной задачейразработку специальной программы, направленной на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Уверен, решение задач инклюзивного образования в значительной степени заполнит дефициты нравственности, повысит духовность российского общества, повлияет на формирование общечеловеческих ценностей у детей.

Режим полного дня и Дополнительное интегрированное образование (спорт, культура).

Совершенствование внеурочной работы образовательного учреждения содержит в себе много резервов для решения тех стратегических задач, о которых мы говорим сегодня. Мы должны принять организационные и бюджетно-стимулирующие решения в направлении интеграции сферы общего и дополнительного образования.

Одним из механизмов решения этой задачи является принятие управленческих решений по организации работы образовательных учреждений в системе школы полного дня. Понимаю, что очень многие образовательные учреждения по материальной базе, технически не очень готовы к такой работе. А школы с соответствующими возможностями, как правило, переполнены. Кроме того, необходимо решить непростые управленческие задачи по совершенствованию нормативного финансирования для бюджетного обеспечения этой программы. Я готов ввести дополнительный коэффициент для образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня. Но считаю необходимым поработать со структурой норматива, определив не только его фиксированный размер, но и соотношение частей: на реализацию обязательного минимума образования, долю учебных расходов, обеспечение занятий ученика во вторую половину дня. Надо подумать, как это правильно все сделать.

Важно найти эффективные решения для преодоления инерции устаревшей системы организации дополнительного образования, в частности, в сфере музыкального, художественного и спортивного воспитания и образования.

Дополнительное образование должно быть. И должны быть отдельные специализированные учреждения. Но надо понять, что музыкальная, художественная школы должны давать именно образование. Такая школа выявляет и готовит детей, способных получать эти знания как специальное образование, практически на профессиональном уровне. При этом все школьники, все дети должны получать художественное и спортивное воспитание.

Да, должны быть специализированные спортивные школы, обладающие мощной спортивной базой, современным инвентарем, особой квалификацией тренеров, чтобы готовить квалифицированных спортсменов. Но и все остальные дети должны заниматься спортом — постоянно, регулярно, специализироваться в секциях, участвовать в соревнованиях, которые надо проводить каждый день и каждую неделю. Поэтому необходимо выработать более точное сочетание общеобразовательного и специализированного творческого, спортивного и иного компонента. Это актуально и для большого города, и для сельского района.

Профессиональное образование.

Мы медленно реализуем задачи, поставленные по развитию начального и среднего профессионального образования.

Важнейшей задачей повышения качества профессионального образования является реализация программы кардинальной модернизации сети учреждений профессионально-технического образования.

В прошедшем году произошли некоторые сдвиги в этом направлении. Участвуя в реализации приоритетного национального проекта, мы создали на базе восьми лучших учреждений профессионального образования высокотехнологичные учебно-производственные участки для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров по ряду ведущих отраслей экономики Новосибирской области. Для приобретения самого современного оборудования эти учреждения получили более 200 миллионов рублей. Но вопрос модернизации сети нужно решать системно. Необходимо создать в г. Новосибирске и наиболее динамично развивающихся территориях Новосибирской области сеть крупных учреждений среднего профессионального образования – колледжей. Эти учреждения должны интегрировать программы начального и среднего профессионального образования. Это позволит сконцентрировать все финансовые, материальные ресурсы и лучших специалистов на подготовке высококвалифицированных кадров для прорывных направлениях экономики области. Значительным социальным эффектом от возникновения современных, хорошо оснащённых крупных учреждений профессионального образования станет качественное улучшение имиджа инженерного и технологического профессионального образования для молодёжи. Реализация такой программы позволит решить актуальную задачу масштабного обновления педагогических кадров в системе профессионального образования.

В сельской местности, где в ближайшие годы нет объективных предпосылок к динамичному росту экономики, деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования имеет особое социально-экономическое значение. Здесь должна быть поставлена задача полной переориентации подготовки профессиональных кадров на потребности сельской экономики, в том числе в лесной и лесоперерабатывающей отраслях. Необходимо разработать финансово-экономические механизмы качественного обновления материальной базы таких профтехучреждений. Они должны иметь самое современное оборудование, обучать по передовым технологиям.

Мы в прошлом году ввели нормативное финансирование профессионально-технических образовательных учреждений. Введение норматива, гарантирущего подготовку специалиста по контрактному заказу работодателя или государства, в значительной мере повысило эффективность системы профессионального образования. В минувшем году по контрактам обучалось более половины всех учащихся профессионального образования начального уровня.

Ставлю следующую задачу в этом направлении: управление и регулирование развития системы профессионального образования должно осуществляться только через государственные задания и планы развития учреждений. Это позволит приобретённый опыт социального партнёрства перевести на качественно новый уровень эффективности и простимулирует инициативу учреждений к самостоятельному выстраиванию отношений с учредителями и партнерами.

Задача, решение которой не терпит отлагательства и без решения которой невозможно говорить о современном качественном профессиональном образовании - саморегулирование отношений в сфере подготовки кадров для экономики и социальной сферы. Федеральный закон принят, теперь органам государственной власти необходимо инициировать деятельность по разработке механизмов его реализации. Профессиональное образование всегда будет интегрировано в рыночную систему отношений, обеспечивая подготовку кадров для экономики. И эти кадры должны быть востребованы работодателем. Только в условиях саморегулирования качество подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования будет гарантировано признано работодателем. Это значительно повышает успешность трудоустройства выпускников, а значит, мотивацию молодёжи к выбору соответствующей специальности и профессии. Решение этой задачи потребует комплексной работы по введению отраслевых стандартов образования, установлению правил и норм сертификации, введения независимой процедуры аттестации выпускников. И это принципиально повлияет на улучшение не только качества образования, но и качества экономики Новосибирской области.

Развитие образовательной среды и управление образовательной системой будущего

Инфраструктура.

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Школа должна стать центром развития местных сообществ. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы. 

Реализация проектов модернизации образования позволили значительно повысить качество обеспечения образовательных учреждений оборудованием, техникой, технологиями. В течение 2009 года за счет консолидации ресурсов бюджетов разных уровней на реализацию этих проектов направлено более миллиарда рублей. Да, сейчас мы имеем в школах самую современную компьютерную технику, новые оборудованные специализированные кабинеты. Но даже при том, что в 2009 году был выделен самый большой объем финансирования на капитальный ремонт образовательных учреждений (более 800 миллионов рублей) - стала очевидна ветхость основных фондов — зданий и сооружений.

Мы не можем рассчитывать на получение нового качества образования без современных спортивных залов, хороших столовых, просто без нормальных бытовых и эстетических условий. Это очень сложная проблема, я думаю, что она должна быть предметом внимания всех уровней власти: муниципального, областного, федерального. Для того чтобы обновить до достойного уровня все образовательные учреждения Новосибирской области надо сто миллиардов рублей. Бюджет области готов вынести нагрузку на эти цели лишь полтора миллиарда в год. Сравните: полтора миллиарда и сто миллиардов. Задача колоссальной трудности. Но и её нужно решать. 

Поэтому мне бы хотелось поддержать ремонты школ реализацией проекта по полной замене окон. Это позволит серьёзно обновить качество образовательного процесса. Замена окон меняет, поверьте, многое. Меняется не просто внешний вид здания, меняется энергоэффективность, возникает новая культура поведения детей.

Особого внимания требует принятие управленческих решений по модернизации школьной инфраструктуры.Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Такие функции, как содержание территорий, уборка зданий и сооружений, организация школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ сегодня еще не организованы эффективно, огромный ресурс не используется оптимально.

Вообще, вся инфраструктурная сфера должна работать исключительно по государственному заданию и в рыночных условиях. Эти базовые подходы в обязательном порядке должны применяться и к любому учреждению, которое создает инфраструктуру системы образования.

Такая постановка задач не только значительно оптимизирует расходы и повышает качество образования, освобождая школу от непрофильных функций. Принятие таких управленческих решений в значительной мере способствует развитию самостоятельности школ.

Самостоятельность школ и автономные учреждения.

Осознание самостоятельности формирует повышенный уровень ответственности, порождает атмосферу свободы, открытости и творчества. Законодательно за образовательным учреждением закреплён статус самостоятельного юридического лица. На практике это не так.

Школа по-прежнему продолжает себя воспринимать одним из звеньев иерархичной системы управления. Необходимо, чтобы все общеобразовательные школы, лицеи, гимназии ощущали себя как полностью самостоятельные, то есть автономные учреждения.

Школы могут быть автономными. Но в образовании понятие автономии порождает дополнительные особо значимые условия и требования для организации всей системы образования. Должна быть повышена ответственность государственных и муниципальных институтов за предоставление государственного заказа, а у автономных учреждений - за качество его выполнения. Статус автономного учреждения должен подтверждать авторитет школы, определять степень свободы, характеризовать качество. Для перевода образовательного учреждения из статуса бюджетного в автономное должны быть разработаны чёткие критерии разделения полномочий и ответственности.

Идеология новых образовательных стандартов предусматривает ответственность государственных органов власти за формирование государственного заказа системе образования. Фактически, стандарт — это госзаказ, в котором заложены потребности и семьи, и общества и государства.

У руководителя школы, принявшей решение о переходе в статус автономного образовательного учреждения, должно быть сформировано понимание содержания этого заказа. Он ответственен за создание эффективных педагогических, организационных, кадровых, материально-финансовых и прочих условий для качественного выполнения заказа.

Функция контроля над выполнением госзаказа в автономном учреждении выполняется его Управляющим советом. Это должен быть полноценный, компетентный и ответственный Совет, который не только контролирует государственный заказ, но и точно выражает общественное настроение, общественный заказ образовательному учреждению.

Таким образом, решение задачи о переводе школ в автономные образовательные учреждения требует серьёзной работы по уточнению механизмов, нормативов и регламентов. Это задача не только для органов власти, но и педагогического сообщества, родительской общественности.

ЕГЭ.

Единый госэкзамен стал новым явлением, который по сути создаёт первый опыт общегосударственной аттестации знаний, причём независимой аттестации знаний ученика. Отмечу, что ЕГЭ - правильное направление совершенствования нашей системы образования, более адекватная система оценки знаний. Президент России обозначил необходимость совершенствования этой системы, особо подчеркнув важность использования других форм оценки знаний ученика, дополняющих ЕГЭ.

Задача школы – разработать и применять такие формы оценки сформированности знаний и компетентностей ученика, которые побуждают его к самостоятельности, духовному и творческому развитию, осознанию непрерывности образования, личной ответственности за качественные результаты своего труда. Думаю, что это должны быть новые формы, необязательно связанные с классно-урочной системой. Повторяю, ресурсы её развития исчерпаны, и предназначена она была для индустриального, промышленного общества и предметоцентричной системы образования. Механизмы и формы оценки результатов образовательной деятельности ученика должны стать стимулом для его личностного развития и повышения качества образования в целом. Решение такой задачи открывает целый пласт возможностей профессионального и творческого развития, интересной, продуктивной деятельности для учителей, руководителей образования всех уровней.

Норматив.

Говоря сегодня о механизмах, стимулах, задачах повышения эффективности и качества образования, хочу особо остановиться на одном из важнейших – нормативе подушевого финансирования образовательных учреждений.

Первый этап перехода на нормативный бюджет завершён. Задачи значительного увеличения бюджетного финансирования, повышения предсказуемости и прозрачности бюджетов образовательных учреждений решены. В образовательную систему нашего региона дополнительно единовременно было выделено два миллиарда рублей. И, скажу откровенно, в ближайшее время существенное повышение величины норматива – вряд ли возможно. В 2010 году экономика еще будет преодолевать кризис, она закредитована, нуждается в структурной перестройке. Это не позволит увеличить доходы в бюджет области, следовательно, и его расходы. Кроме того, в 2011 году предстоит качественное увеличение страховых взносов на фонд зарплат, мы будем дополнительные финансовые средства передавать пенсионному фонду и фонду медицинского страхования. Это потребует дополнительного финансирования.

Поэтому мы должны перейти ко второму этапу реализации механизма нормативного бюджетного финансирования. Его задача -норматив должен стать инструментом развития качества образования и повышения эффективности образовательной системы.

Существующий в настоящее время норматив финансирования является инструментом, стимулирующим совершенствование условий процесса, но не результата деятельности.

Норматив – это бюджетное обязательство, гарантирующее гражданам бесплатное получение образовательной услуги в объёме государственного образовательного стандарта. Мы установили фиксированный размер норматива. Следующая задача – определить его структуру так, чтобы достаточно точно вычленить и зафиксировать стоимость того или иного образовательного курса, модуля, образовательной программы на соответствующую группы учащихся, курс, специальность в соответствии с образовательным стандартом. Необходимо установить в общем объеме норматива на обучающегося фиксированную долю расходов на использование ресурсов учреждений дополнительного образования в организации занятости учащихся в режиме полного дня. Необходимо также обеспечить механизм движения финансов за полученную услугу учеником, приняв в зачет его образовательные достижения, если услуга реализована в другом учреждении общего или дополнительного образования.

Норматив должен стать эффективным инструментом построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, развертывания модульной системы образования, интеграции общего и дополнительного образования, развития профессионального и введения инклюзивного образования.

Задача – корректировка концепции нормативно-подушевого финансирования в направлении обеспечения гарантии бюджетных расходов за получение образовательной услуги учеником, но не гарантия учреждению за количество принятых на обучение учеников. Это – задача качественно, принципиально нового уровня сложности, решение её пока неочевидно и требует интеграции усилий органов власти, экспертного сообщества и педагогической общественности.

Гранты.

Считаю одной из специальных задач Года учителя – предусмотреть в наступающем году масштабную грантовую программу. Грант должен перестать выполнять функцию дотации на обеспечение текущих программ и расходов. Эта форма поддержки должна стать мощным стимулом получения дополнительного ресурса инновационного развития образования. Выделение грантов образовательным учреждениям, творческим коллективам, общественным организациям, талантливым педагогам даст сигнал обществу о том, что в сфере образования идёт обновление. Это не потребует огромных денег, но позволит очень серьезно поддержать общественное внимание к учителю. 

Управление системой образования.

Завершая своё выступление, хочу особо акцентировать своё внимание на важность изменения подходов к управлению системой образования.

Реализация комплексного проекта модернизации образования в значительной мере способствовала изменению подходов к управлению. Процесс управления стал совершенно иным. Притом на всех уровнях — на уровне директора и первичного звена образовательного учреждения, на уровне города и района. Изменилась функция отраслевого управления. Появилось новое понимание направлений стимулирования.

В этом году надо добиться серьезного обновления качества управления. От управления учреждениями необходимо перейти к управлению процессом достижения целей и результата образования. Цель школьного образования — формирование успешного гражданина России. Мы формируем с вами человеческий капитал, формируем способность граждан к обновлению, к выработке новых идей, подходов, формируем их умение по-новому понимать, осознавать и преображать мир. Поэтому энергия управления системой образования и в городах, и в районах должна стать совершенно иной. Мы сегодня ставим качественно новые, инновационные задачи, обозначаем прорывные направления развития образования, формируем эффективные механизмы и стимулы для достижения нового качества образования. Мы вступаем в новую эпоху развития. И она предъявляет новые, особенные требования к сфере управления.

Уверен, эта сложная и интересная задача посильна для педагогического сообщества Новосибирской области. Желаю Вам творческих, профессиональных успехов, счастья в личной жизни.