Вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемой к работе, следует уделять особое внимание.
Список использованной литературы отражает работу автора по сбору и анализу литературы.
Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1-2003.
Любая академическая учебная работа сопровождается списком литературы, составлять который следует по определенным правилам:
Отбор литературы
Это литература, которую вы использовали при написании работы.
Описания источников
Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:
- фамилия автора, его инициалы;
- заглавие (без кавычек);
- выходные данные: место издания, издательство, год издания;
- количество страниц.
Библиографические списки содержат библиографические записи использованных источников и помещаются в конце работы. Используется название "Список литературы".
Группировка литературы
Наиболее часто в студенческих работах используется алфавитная группировка – т.е. когда библиографические записи располагаются в алфавите авторов и заглавий работ (если автор не указан, или авторов больше трех):
- при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;
- при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий.
Обязательным библиографическим элементом при описании является указание места издания.
Принятые сокращения:
- Москва – М.;
- Ленинград – Л.;
- Санкт-Петербург – СПб.;
- Петербург – Пб.;
- Нижний Новгород – Н. Новгород;
- Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.
В других случаях название места издания указывается полностью.
Связь библиографического списка с текстом работы осуществляется по номерам записей в списке литературы. Форма связи записей с основным текстом – по номерам записей в списке. Такие номера заключаются в скобки. Цифры в них показывают, под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.
Примеры библиографического описания литературных источников
Описание книг
1. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:
- книга одного автора:
Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: учеб. пособие /А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 200 с.
- книга двух авторов:
Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие /Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил.
- книги трех авторов:
Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской немологии [Текст]: учеб. пособие /Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.: ил.
2. Книги более трех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово – [и др.].
Конфликтология [Текст]: учебник для Вузов /О.В. Аллахвердова [и др.]; под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2003. – 443 с.
3. Книги, в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.
Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] / сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 144 с.
Описание составной части издания
1. При описании статей из журналов указывается автор статьи, ее название, за двумя косыми чертами указывается название журнала, в котором она опубликована, где, номер, страницы, на которых помещена статья:
- статья одного автора:
Сабирова, Г.Б. Значение самообразования [Текст] /Г.Б. Сабирова //Специалист. – 2004. – № 9. – С. 23-24.
- статья двух авторов:
Комарова, Т. Юные орнитологи [Текст] /Т. Комарова, И. Ткачева //Ребенок в детском саду. – 2004. – № 5. – С. 81-83.
- статья трех авторов:
Александрова, Н.Э. Трудность школьных учебных предметов как гигиеническая проблема [Текст] /Н.Э. Александрова, А.С. Седова, М.И. Степанова //Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 119-122.
- статья четырех и более авторов:
Формирование продуктивного опыта младших школьников [Текст] /Елькина О.Ю. [и др.] //Педагогика. – 2004. – № 8. – с. 23-25.
2. При описании статей из газет указывается фамилия автора, инициалы, название статьи, название газеты, год, дата. Если газета имеет более 8 страниц, необходимо указывать номер страницы.
Бондарев, М. Колледж, в котором все для студента [Текст] //Учительская газета. – 2004. – 5 октября. – С. 18.
Описание составной части книги
При описании составной части книги указывается автор статьи, название статьи, потом указывается автор и название книги, в которой статья опубликована, выходные данные книги и страницы, на которых размещена данная статья:
- статья из книги одного автора:
Каратуев, А.Г. Цели финансового менеджмента [Текст] /А.Г. Каратуев //Финансовый менеджмент: учеб. пособие. /А.Г. Каратуев. – М., 2003. – С. 207-401.
- статья из книги двух авторов:
Козлова, С.А. Общие основы педагогики [Текст] /С.А. Козлова //Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 1998. – С. 7-70.
- статья из книги трех авторов:
Болотина, Л.Р. Педагогика возрастного развития [Текст] /Л.Р. Болотина //Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М., 1997. – С. 56-87