Вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемой к работе, следует уделять особое внимание.

Список использованной литературы отражает работу автора по сбору и анализу литературы.

Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1-2003.

Любая академическая учебная работа сопровождается списком литературы, составлять который следует по определенным правилам:

Отбор литературы

Это литература, которую вы использовали при написании работы.

Описания источников

Каждая запись о книге или статье – это краткая библиографическая запись, включающая в себя основные сведения:

  • фамилия автора, его инициалы;
  • заглавие (без кавычек);
  • выходные данные: место издания, издательство, год издания;
  • количество страниц.

Библиографические списки содержат библиографические записи использованных источников и помещаются в конце работы. Используется название "Список литературы".

Группировка литературы

Наиболее часто в студенческих работах используется алфавитная группировка – т.е. когда библиографические записи располагаются в алфавите авторов и заглавий работ (если автор не указан, или авторов больше трех):

  • при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;
  • при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий.

Обязательным библиографическим элементом при описании является указание места издания.

Принятые сокращения:

  • Москва – М.;
  • Ленинград – Л.;
  • Санкт-Петербург – СПб.;
  • Петербург – Пб.;
  • Нижний Новгород – Н. Новгород;
  • Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

В других случаях название места издания указывается полностью.

Связь библиографического списка с текстом работы осуществляется по номерам записей в списке литературы. Форма связи записей с основным текстом – по номерам записей в списке. Такие номера заключаются в скобки. Цифры в них показывают, под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.

Примеры библиографического описания литературных источников

Описание книг

1. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:

  • книга одного автора:

Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: учеб. пособие /А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 200 с.

  • книга двух авторов:

Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие /Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил.

  • книги трех авторов:

Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской немологии [Текст]: учеб. пособие /Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.: ил.

2. Книги более трех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово – [и др.].

Конфликтология [Текст]: учебник для Вузов /О.В. Аллахвердова [и др.]; под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2003. – 443 с.

3. Книги, в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] / сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 144 с.

Описание составной части издания

1. При описании статей из журналов указывается автор статьи, ее название, за двумя косыми чертами указывается название журнала, в котором она опубликована, где, номер, страницы, на которых помещена статья:

  • статья одного автора:

Сабирова, Г.Б. Значение самообразования [Текст] /Г.Б. Сабирова //Специалист. – 2004.  – № 9. – С. 23-24.

  • статья двух авторов:

Комарова, Т. Юные орнитологи [Текст] /Т. Комарова, И. Ткачева //Ребенок в детском саду. – 2004.  – № 5. – С. 81-83.

  • статья трех авторов:

Александрова, Н.Э. Трудность школьных учебных предметов как гигиеническая проблема [Текст] /Н.Э. Александрова, А.С. Седова, М.И. Степанова //Народное образование. – 2004.  – № 7. – С. 119-122.

  • статья четырех и более авторов:

Формирование продуктивного опыта младших школьников [Текст] /Елькина О.Ю. [и др.] //Педагогика. – 2004.  – № 8. – с. 23-25.

2. При описании статей из газет указывается фамилия автора, инициалы, название статьи, название газеты, год, дата. Если газета имеет более 8 страниц, необходимо указывать номер страницы.

Бондарев, М. Колледж, в котором все для студента [Текст] //Учительская газета. – 2004. – 5 октября. – С. 18.

Описание составной части книги

При описании составной части книги указывается автор статьи, название статьи, потом указывается автор и название книги, в которой статья опубликована, выходные данные книги и страницы, на которых размещена данная статья:

  • статья из книги одного автора:

Каратуев, А.Г. Цели финансового менеджмента [Текст] /А.Г. Каратуев //Финансовый менеджмент: учеб. пособие. /А.Г. Каратуев. – М., 2003. – С. 207-401.

  • статья из книги двух авторов:

Козлова, С.А. Общие основы педагогики [Текст] /С.А. Козлова //Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 1998. – С. 7-70.

  • статья из книги трех авторов:

Болотина, Л.Р. Педагогика возрастного развития [Текст] /Л.Р. Болотина //Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М., 1997. – С. 56-87